
В погоню за мечтой
Обновлено: 31 мар.

Ярославу Грекову 11 лет. У него есть цель в жизни: стать чемпионом России по автокроссу – получить звание мастера спорта – прославить Россию на трассах Европы – выиграть самые престижные гонки ралли-рейда «Дакар» в классе багги.
Иметь высокую цель в этом возрасте – уже немало. Но можно мечтать, сидя на печи, как Иванушка из русских сказок, а можно, преодолевая себя и трудности, каждый день работать над исполнением своей мечты.
Мурзилка встретился с Ярославом и узнал, что он для этого делает.

– Ярослав, ты занимаешься автокроссом. Расскажи об этом виде спорта.
– Автокросс – это соревнования профессиональных пилотов-гонщиков. Соревнования проводятся на грунтовых трассах в любое время года. В автокроссе трасса меняется с каждым кругом. Я проехал, после меня проехали ещё несколько машин – трасса изменилась. Где-то из земли предательски вылезли корни, оголились острые камни, появилась свежая колея или лужа. Я уже не говорю о возможных авариях и поломках, когда трассу перегородил автомобиль.
Пилоту надо быть готовым мгновенно принять верное решение; предугадать, какой стала дорожка; как зайти в поворот и как из него выйти, не потеряв скорость и позицию в гонке. А лучше ещё и обогнать того, кто впереди. Пилот должен уметь просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд, как в шахматах.

– Как ты попал в автоспорт? Почему выбрал именно его, а, скажем, не футбол или хоккей, которые среди мальчишек более популярны?
– Началось всё с картинга. Первый раз в четыре года ехал на коленях у папы. Влюбился в машины. Но я тогда не знал, что автоспорт захватит меня полностью.
Однажды родители отвезли меня на картодром. Со мной стал заниматься Юрий Евгеньевич Ставровский – классный тренер и прекрасный человек. С тех пор учёба в обычной школе пошла как по маслу. Меня не приходилось уговаривать садиться за учебники. Картинг был мощной мотивацией! Так началась моя жизнь гонщика.
Конечно, я могу с друзьями погонять мяч. С удовольствием катаюсь на велосипеде и коньках. Но мой спорт – это авто.

– Ты гоняешь на багги. Сложно им управлять? На что это похоже?
– Багги – спортивная открытая машина с каркасом безопасности, с сетками вместо окон и лобового стекла. Машина с тремя педалями. Сейчас я привык, а вначале было непросто одновременно переключать педали, рычаг, тормоза, держать руль и смотреть, куда рулишь. Машина мчится не по асфальту, а по выбоинам, буграм, траве… Летят камни, песок, грязь, снежные комья...
По ощущениям отдалённо похоже на потешку из раннего детства, когда мама сажала меня на колени и, подбрасывая, приговаривала: «По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам… В ямку – бух!»

– Багги («buggy») в переводе с английского – маленький жук. Можешь рассказать о своей машине, как о живом существе? Какой у неё «характер»?
– Расскажу историю. На соревнованиях в Курске первые заезды я лидировал, и казалось, что исход гонки очевиден. Но внезапно сломалась задняя ось. Я был так зол, что накричал на машину. Ось мы починили, но багги как подменили! Она не хотела стартовать, не была послушной, как раньше.
И только после соревнований, когда я занял последнее место, вообще не доехав до финиша, я понял, что обидел свою машину. Собравшись с мыслями, я поговорил с багги. С тех пор я всегда с ней разговариваю. И забочусь о ней сам: мою, протираю, подкручиваю…
Характер у машины серьёзный, временами грозный. Она своенравна, но главное – багги меня понимает. И я отвечаю ей тем же.

– Как тебе удаётся совмещать учёбу в школе, тренировки и соревнования?
– У меня нет выходных и каникул. В году более 25 гонок. В школе знают о моём увлечении. Помогают, поддерживают. Иногда приходится делать уроки по дороге на тренировку или на соревнования, а то и прямо на трассе в перерыве.
Я учусь и в музыкальной школе по классу скрипки. Люблю импровизировать, придумывать композиции, особенно, когда готовлюсь к гонке. Это помогает настроиться.
Взять интервью у Ярослава Мурзилке помогал Сергей РЫКОВ

Полное интервью читай в бумажном номере.